“ГУАНЬСИ” В БИЗНЕСЕ КИТАЯ

Термин «гуаньси» не поддается точному переводу на русский язык. Буквально его можно перевести, как «отношения», «связь». Но в действительности, «гуаньси» имеет более глубокое значение. Это особенность китайского общества, которая формировалась веками, и сейчас она играет огромное значение в деловых отношениях, бизнесе. Иностранцы часто понимают, что под «гуаньси» скрывается взяточничество, коррупция или кумовство. Но понимание концепции «гуаньси» является ключевым для тех, кто хочет связать свою жизнь и бизнес с Китаем.

Говоря о современном, чаще всего имеют в виду технологические инновации, экономическое и политическое развитие, в соответствии со стандартами западной цивилизации. Существуют различные меры для определения степени развития страны: от уровня урбанизации до научных достижений. И сейчас, когда Китай, в соответствии с западными мерками, можно назвать передовой страной: огромные города небоскребов, полёты в космос, скоростные железные дороги… У многих иностранцев при посещении того же Шанхая создается ложное впечатление, что если китаец пьёт за завтраком кофе, то и мыслит он, как европеец. Но внешнее обманчиво – за фасадом торговых центров и отелей мирового класса, которые можно встретить в Нью-Йорке или Дубае, скрывается абсолютно иная культура и менталитет. Современный Китай в культурном и духовном плане разительно отличается от современной Европы или Северной Америки. И влияние китайских традиций часто недооценивают иностранцы.

«Гуаньси», как социальный феномен.
Точного определения «гуаньси» не существует даже на китайском языке. Это своего рода социальный феномен. Но в общем «гуаньси» можно разделить на четыре отдельные категории общественных отношений: в семье, между друзьями и дальними родственниками, между дружески настроенными незнакомцами и отношения на официальном уровне. Часто в современном обществе «гуаньси» могут даже осуждаться, так как под ними могут понимать «одаривать кого-нибудь с целью получения какой-либо услуги». В современном Китае многим бизнесменам приходится даже страдать от «гуаньси», так как приходится делать выбор, отталкиваясь от родственных и дружеских отношений, а не на основании объективных факторов.

«Гуаньси», с одной стороны, могут быть преимуществом конкретного человека в конкретной ситуации, с другой, тяжелым бременем, так как накладывают на него определенные обязательства. С одной стороны, моральная оценка «гуаньси» может быть негативной, подразумевая кумовство, с другой – это как круговая порука, когда ответственность за других лежит на плечах каждого из его участников.

«Гуаньси» также часто в современном Китае противопоставляются капиталистической индивидуальности, когда отношения строятся исключительно на основе получения выгоды и измеряются в денежных эквивалентах. «Гуаньси», с китайской точки зрения, не имеют ничего общего с коррупцией, так как взятки и коррупция – это, прежде всего, удовлетворение личных интересов, когда «гуаньси» – это забота о ближнем.

Но чтобы китайцы не говорили про «гуаньси», они используют их каждый день. Поэтому огромное значение имеет процесс налаживания связей. А что может быть лучше для этого, чем подарок? С одной стороны, он имеет стоимостное выражение, с другой, он выражает внимание, которое оказывается его получателю. Подарки в Китае составляют значительную часть скрытой от официальной статистики экономики. Подарок своего рода связывает невидимыми нитями дарителя и получателя.

Стратегия «гуаньси».
Стратегия «гуаньси» состоит из нескольких шагов. Она демонстрирует, как китайская концепция собственных интересов отличается от западной. В китайской идеологии человек не является уникальным, индивидуальным, способным независимо думать и принимать решения, он – существо социальное, то есть зависимое от общества.

Первый шаг предполагает установление связи и знакомство с тем человеком, с которым необходимо наладить «гуаньси», чтобы получить определенную услугу. Отношения в «гуаньси», прежде всего, между людьми поэтому важно личное общение. Это первый шаг, чтобы перейти мостик между «внешним» и «внутренним» кругом. Тем, кто «внутри круга», можно доверять.

Второй шаг подразумевает разрушение символических границ между людьми, например, через обмен подарками. Подарок помогает сократить дистанцию между дарителем и получателем.

Третий этап включает психологическую борьбу за «сохранение лица» между дарителем и получателем. В «гуаньси» именно концепция «лица» имеет ключевое значение. Даритель всегда приобретает «лицо». С другой стороны, частое использование «гуаньси» может заставить и потерять «лицо», что самое страшное для китайца.

Четвертый шаг касается получателя дара (материального подарка, похода в ресторан и т. д.). В Китае говорят: «Если тебя кормят, твой рот становится мягче, если тебе дают – твоя рука становится короче». То есть дар обязует получателя в моральном плане.

Пятый и завершающий шаг – возвращение обязательства дарителю. Конечно, получатель подарка может сделать ответный шаг и отблагодарить дарителя через подарок, но в действительности он предполагает оказание определенной услуги с использованием положения получателя.

«Гуаньси» намного сложнее, чем просто обмен материальных ценностей, так как многие факторы, участвующие в обмене, нельзя выразить в стоимостном выражении. В «гуаньси» задействуют такие нематериальные факторы, как «лицо», уважение, чувство долга. «Гуаньси» основаны на правилах этикета, которые требуют точного соблюдения. Здесь, в первую очередь, играют личные отношения. Быстрый возврат «долга» в «гуаньси» не требуется, а может даже считаться проявлением неуважения.